Винт, диск, имитация: зачем самоблок так и не стал массовой опцией и не нужен рядовому водителю
Дифференциал с ограниченным скольжением многим представляется чудом, способным превратить любой автомобиль в внедорожник или гоночную машину. В самом деле ли так, и почему такие дифференциалы не устанавливаются на заводе серийно?
Немного теории
Для начала, давайте разберёмся, что собой представляет самоблокирующийся дифференциал (LSD, Limited Slip Differential) и как он функционирует. Различные конструкции этих устройств имеют свои особенности работы, стоимость и надёжность, что особенно важно для серийных автомобилей.
Все LSD подходят под общее название дифференциалов повышенного трения, но существуют и принудительные блокировки, которые оставим для любителей активного бездорожья. Современные водители не желают нажимать дополнительные кнопки или рычаги, поэтому самоблокирующийся дифференциал удобнее – он срабатывает автоматически. Принцип его работы может варьироваться.
ZF LSD
Зачем нужен дифференциал
Свободный дифференциал позволяет колёсам вращаться с разной скоростью, что особенно полезно в поворотах. Он улучшает управляемость, снижает износ шин и улучшает реакцию на руле. Однако у него же есть слабость: если одно колесо теряет сцепление, тяга пропадает и на втором.
Эта особенность легла в основу старого трюка водителей заднеприводных авто: слегка затянув ручник, создается противодействующая сила на колёсах, и дифференциал начинает передавать крутящий момент. Но давайте вернёмся к самоблокирующимся дифференциалам.
Со свободным дифференциалом у колёс одной оси могут быть разные угловая скорость и крутящий момент. Есть два способа заблокировать дифференциал: по разнице скорости или момента. Дисковые дифференциалы используют первый способ, винтовые – второй.
Как это работает?
В дисковых самоблоках используются фрикционные диски, соединяющие полуоси с корпусом дифференциала. Дисковый самоблок сложен в устройстве, имеет несколько типов и требует отдельного материала для полного описания. В кратце: внутри дифференциала находятся диски, часть которых соединена с полуосями, другие – с корпусом. Даже в разомкнутом состоянии небольшой момент передаётся скользящему колесу.
Разобранный дифференциал с дисковой блокировкой
Вернёмся к винтовым самоблокам. Наиболее известный тип - Torsen, название которого происходит от слов "крутящий момент" и "чувствительный". В основе его конструкции – червячные передачи, обеспечивающие передачу момента от ведущего элемента к ведомому. Существует несколько типов Torsen, включая Т1 и более простой Т2 (или Quaife).
Дифференциал Torsen Audi Quattro
Электронная имитация блокировки также получила широкое распространение. По датчику угловой скорости система определяет пробуксовку и притормаживает колесо. Это вызывает момент на противоположном колесе. Однако это не настоящий самоблок, а лишь его имитация.
Недостатки и ограничения
Самоблоки не устанавливаются в бюджетные авто из-за высокой стоимости. На переднеприводных машинах они также могут принести больше вреда, чем пользы, приводя к резким и непредсказуемым реакциям автомобиля. Для большинства водителей достаточно электронной имитации блокировки. Винтовые самоблоки могут быть полезны в сложных условиях, но требуют высоких затрат на установку и обслуживание.
";
Винтовые самоблоки эффективны, если правильно использовать. Они устанавливаются в задние мосты коммерческих автомобилей, где приносят пользу. На переднеприводных машинах с лёгкой степенью блокировки они тоже могут быть полезны, обеспечивая лучшую управляемость в сложных дорожных условиях. Тем не менее, полноценные самоблоки редко устанавливаются заводом на массовые модели, так как они дорогие и усложняют управление.
Для большинства водителей более разумным выбором будет электронная имитация блокировки. Настоящие самоблоки предназначены для тех, кто готов к дополнительным расходам на обслуживание и ремонт. В условиях бездорожья или частых поездок по сложным трассам винтовой самоблок может быть полезен. Однако массовая установка самоблоков на современные переднеприводные автомобили маловероятна, так как это удорожает производство и снижает удобство в управлении.
Производителям выгоднее оснастить машины дополнительными удобствами, такими как подогрев сидений или больший экран мультимедийной системы, чем ставить дорогие самоблоки. Это улучшает комфорт и уменьшает вероятность аварий. Самоблоки остаются прерогативой профессионалов и любителей активного вождения.