Винт, диск, имитация: причины, почему самоблокирующиеся дифференциалы не стали массовыми
Межколёсный дифференциал с блокировкой многим представляется чудом техники, преобразующим автомобиль с одним приводом в нечто похожее на внедорожник или гоночный авто. Но почему самоблокирующиеся дифференциалы не устанавливаются на все автомобили с завода?
Суть самоблокирующихся дифференциалов
Основные понятия
Для начала разберёмся, что такое самоблок и как он работает. Важно помнить, что конструкции самоблоков различны, и это влияет на их работу, цену и надёжность. Последние два параметра особенно важны для массового автопроизводства.
Все самоблокирующиеся дифференциалы обозначаются как дифференциалы повышенного трения (LSD - Limited Slip Differential). Существуют также дифференциалы с принудительной блокировкой, но они интересны лишь в среде любителей бездорожья. LSD, в свою очередь, удобен тем, что срабатывает самовольно в нужный момент.
ZF LSD
Свободный дифференциал позволяет колёсам одной оси вращаться с разной скоростью, что необходимо в поворотах. Однако, если одно колесо теряет сцепление, тяга пропадает и на втором колесе ввиду отсутствия противодействующей силы. Именно благодаря этой особенности водители классических заднеприводных автомобилей могли подтормаживать стояночным тормозом для спасения из сложных ситуаций.
Самоблоки типа LSD используют разницу скорости или крутящего момента колёс для срабатывания. Дисковые дифференциалы работают на основе разницы скоростей, винтовые – на основе разницы моментов.
Виды самоблоков и их особенности
Дисковые самоблоки используют фрикционные диски для частичного ограничения дифференциала. Винтовой тип, известный как Torsen, состоит из червячных передач и отличается высокой сложностью конструкции.
Разобранный дифференциал с дисковой блокировкой
Электронная имитация блокировки, часто используемая на современных кроссоверах, работает за счёт притормаживания одного из колёс, когда оно начинает пробуксовывать, что заставляет свободный дифференциал передавать момент на другое колесо.
Проблемы серийного использования самоблоков
Обратные стороны
Производители бюджетных автомобилей избегают установки самоблоков из-за их высокой стоимости и дополнительных расходов на обслуживание. В переднеприводных автомобилях самоблок может приводить к резкому изменению управляемости, что делает вождение более сложным и небезопасным для неподготовленного водителя.
Дисковые самоблоки требуют частой замены фрикционных дисков и регулярного обслуживания, а винтовые могут доставить ещё больше хлопот при износе червячных передач.
Современные массовые автомобили в основном оснащены электронной имитацией блокировки, поскольку это экономически выгодное и безопасное решение.
Подводя итоги, можно сказать, что для большинства водителей достаточно электронной имитации блокировки. Самоблок незаменим на внедорожниках и спортивных авто, но для массовых моделей он нецелесообразен из-за сложности в управлении и высоких расходов на обслуживание.