Качество, а не бренд: изучили содержимое канистр популярных моторных масел

 

Специалисты автономной некоммерческой организации «Союзэкспертиза» Торгово-промышленной палаты Российской Федерации провели тестирование образцов масел популярных брендов в специализированной лаборатории международного уровня. Почему возникла такая потребность и какие результаты показали анализы? Ответы на эти и некоторые другие важные вопросы можно найти ниже.

Уход и возвращение на рынок

Марки масел и их доступность

Мы все помним, как ведущие бренды масляной индустрии такие как Castrol, Total, Shell, Mobil 1, Motul покинули наш рынок, что вызвало некоторую панику: где теперь покупать масло? Вопрос о полном отсутствии масла не стоял: отечественные производители остаются на страже. Однако перспектива остаться без привычных масел вызывала беспокойство у многих. Опасения оказались напрасными: на рынке по-прежнему можно найти и Castrol, и Total, и Shell. Конечно, их стоимость существенно возросла, а главное – под видом известных брендов часто продаются подделки, использование которых в двигателе может быть опасным. Число поддельных масел растет, так как нечестные продавцы пользуются привязанностью автовладельцев к определенным маркам.

Вторая проблема – это появление на рынке незнакомых масел из Азии. К ним пока относятся с опаской, и это объяснимо: репутация многих масел формировалась годами, а новым участникам рынка придется пройти тот же путь, чтобы завоевать доверие потребителей. Но удастся ли им это?

Результаты тестов масел европейских топов были давно изучены. Когда появлялся новый тест, любители разбираться в цифрах и допусках сразу же обращали внимание на него. Но тестов масел, появившихся в последние годы и официально недоступных на нашем рынке, пока недостаточно. Интерес к ним основан на сугубо практической стороне вопроса. Поэтому специалисты АНО «Союзэкспертиза» ТПП РФ исследовали образцы масел брендов, которые становятся популярными, приобретенные в различных городах и магазинах. Исследования проводились в Международном испытательном центре по горюче-смазочным материалам – МИЦ ГСМ, имеющем мировую репутацию. Полные результаты можно найти на сайте АНО «Союзэкспертиза», а мы сегодня рассмотрим результаты тестов четырех масел популярного класса вязкости 5W-40: ZIC, Mirax, Kixx и Hyundai.

 

 

 

 

Тестируемые масла (ZIC X9 5W-40 A3/B4, Mirax MX9 5W40 A3/B4 SP, Kixx G1 5W-40 A3/B4, Hyundai XTeer Gasoline Ultra Protection 5W40 SP) принадлежат к одному классу вязкости, и первые три имеют класс A3/B4 по ACEA (у Hyundai указан только допуск по API – SP). Для точности в лаборатории взяли по два образца масла каждого производителя. Давайте оценим результаты.

Анализ характеристик масел

В анализах образцов содержатся данные о содержании металлических частиц: железа, хрома, олова, алюминия, никеля и некоторых других. Эти значения нулевые, что очевидно: наличие частиц указывает на износ мотора и может встречаться только в отработанном масле. В свежих их нет, поэтому не будем перегружать результатами таблицу.

Не будем также оценивать содержание молибдена, кальция, цинка, фосфора и других элементов, входящих в присадочный пакет. Эти данные не дадут полезной информации, так как нормы по их содержанию отсутствуют, и каждый производитель решает сам, в каких пропорциях что должно быть в масле.

Основные параметры, которые нас интересуют: испаряемость по NOACK, динамическая вязкость CCS -30, динамическая вязкость MRV -35, температура застывания ASTM D 97, температура вспышки о.т., щелочное число TBN (ASTM D 2896), сульфатная зольность, содержание серы и индекс вязкости. Кратко объясним, что означают эти характеристики.

Испаряемость по NOACK указывает на склонность масла к испарению. Чем ниже показатель, тем меньше масло испаряется. Хороший показатель лежит в пределах 10-15%.

 

Динамическая вязкость CCS (Cold Cranking Simulator) имитирует холодный пуск. Она определяет максимальную вязкость при низкой температуре (-30 градусов Цельсия), при которой двигатель может запуститься стартером. Динамическая вязкость MRV (Mini Rotary Viscometer) – это максимальная динамическая вязкость, при которой масло прокачивается по всем узлам двигателя. Её измеряли при -35 градусах. Соответствие этим параметрам означает, что масло соответствует классу вязкости SAE.

Температура застывания указывает на температуру, при которой масло теряет текучесть. Чем ниже температура застывания, тем лучше. Температура вспышки в открытом тигле характеризует температуру, при которой пары масла вспыхивают. Этот показатель косвенно указывает на склонность масла к испарению.

Щелочное число TBN (ASTM D 2896) характеризует моющие свойства масла. Обычно оно находится в пределах 5-12 мг КОН/г.

Сульфатная зольность указывает на процентное содержание присадок. Зольность не должна превышать 2% в любом масле, но для каждого класса ACEA есть свои ограничения. Для масел класса A3/B4 норма составляет 1,0-1,6%.

Содержание серы указывает на степень очистки базы масла. Чем её меньше, тем лучше. Индекс вязкости показывает зависимость вязкости масла от температуры. Чем выше индекс, тем лучше, так как это означает, что масло будет сохранять свои свойства при повышенной нагрузке на двигатель.

Давайте посмотрим результаты исследования образцов масел.

Показатель

Норма

ZIC X9

Mirax MX-9

Hyundai XTeer

Kixx G1

Испаряемость по NOACK

<13.0

7.92

7.87

8.09

8.54

8.68

9.32

11.0

11.38

Динамическая вязкость CCS -30

<6600

5820

5750

6150

6080

4640

4690

5190

5450

Динамическая вязкость MRV -35

<60000

94928

151606

26294

24551

25440

24602

18925

18782

Температура застывания ASTM D 97

<-35

-39

-38

-45

-44

-36

-36

-42

-41

Температура вспышки о.т.

-

226

228

240

240

232

224

224

234

Щелочное число TBN (ASTM D 2896)

>10.0 для A3/B4

12.2

12.4

12.3

12.49

7.19

7.33

10.07

10.0

Сульфатная зольность

1.0-1.6 для A3/B4

1.07